01.09.2022
01.09.2022
Служба
школьной медиации –
новое перспективное направление в работе школы. Она должна
обеспечить защиту прав детей и создать условия для
формирования безопасного пространства, равных возможностей.
Под процедурой медиации понимается
способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе
добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого
решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица),
привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для
содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Организация служб школьной медиации в образовательных организациях
осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р
"О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших
положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017
годы".
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения
споров, когда противостоящие стороны лишены возможности влиять на
исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы
третьему лицу.
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не
оказывает давление на стороны. Он только организует содействие
конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе
поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое впоследствии
удовлетворит их интересы и потребности.
Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным
инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций в школе, но и их
предупреждения и профилактики.
Служба школьной медиации(примирения)
осуществляет свою деятельность на основе нормативно-правовых документов:
·
Федеральный
закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования
споров с участием посредника (процедуре медиации)"
·
Письмо
Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических
рекомендаций по организации служб школьной медиации"
·
Положение
о школьной службе медиации в школе.
Миссия школьной службы
примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей
к взаимопониманию
Цель школьной службы
примирения - развитие в образовательных учреждениях
восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
·
Ограничение
административных и карательных реакций на конфликтные ситуации,
нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие
восстановительных практик, таких как медиация, «Круг сообщества»,
«Школьная восстановительная конференция» и т.д.
·
Передача
ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность,
взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и
родителям
·
Насыщение
восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания
(таких как родительские собрания, педагогические и методические советы,
классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными
участниками образовательного процесса
Куратор школьной службы медиации
Вербицкая Наталия Васильевна
К ней Вы можете обращаться по спорным
вопросам
в рабочие дни (кроме выходных)
с 9.00 до 14.00.
В школьную службу
примирения входит куратор, а также до 10 школьников старших
классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники
школьной службы примирения отбираются и проходят обучение. Кураторы
взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов.
Основные программы,
применяемые в школьной службе примирения.
·
Восстановительная
медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой
медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения
договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при
необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за
результат встречи лежит на ее участниках.
·
Медиация
может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций
(краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между учениками и
учителями, между родителями и администрацией и т.д
·
Круги
сообщества — программа, работающая с групповыми конфликтами,
ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники
обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.
·
Также
возможны челночная медиация, медиация через письма и т. д.
·
Все
они способствуют прекращению вражды, достижению мира и поддержки в сообществе,
повышению ответственности у участников, размышлению ими о своем будущем.
·
Полезные
ссылки:
·
Сайт
"Школьные службы примирения" http://школьные-службы-примирения.рф
·
Методическое
пособие по профилактике жестокого обращения с детьми